Глазури Когда Петр начинал смешивать свои собственные глазури, он взялся читать книгу известного английского керамиста Phil Rogers. Петр говорит: «Собственно из-за этого я начал учить английский».
Но изучение английского и знание как готовить глазури — это не единственные хорошие события, что произошли благодаря интересу Петра к керамике — он встретился с Миркой Рандовой, которая изучала керамику в США и начал экспериментировать с глазурью вместе с ней. Петр говорит: «Когда я встретил Мирку, то я начал вести заметки. Из них мы составили книгу — скорее толстую тетрадку, совершенно неупорядоченное собрание записок и заметок на полях. Она научила меня разным аспектам глазурирования. Это было восхитительно».
Сегодня большую часть глазурей они смешивают сами, постоянно пробуя новые смеси на «тестовых плитках» (небольших кусочках керамики, покрытых тестовыми глазурями) в каждом обжиге. И все же он не прочь использовать простые глазури, которые не смешал сам. Он говорит: «Я не хочу быть настолько причудливым, вроде, «свои глазури я всегда смешиваю сам». Мне нравится простая белая глазурь для чашек на каждый день».
Петр объясняет, что глазури состоят из нескольких химических компонентов: кремнезема(который придает глазури ее глянцевость), из оксида (который дает глазури цвет), флюс — (который снижает температуру, необходимую для плавления глазури), и стабилизатор (который препятствует стеканию глазури). Эти вещества обычно происходят из натуральных источников, чаще всего их можно найти в природной золе. Его любимый материал в изобилии находится поблизости — зола соломы и зола из его камина. Но нельзя просто взять золу любого растения.
Баланс компонентов каждого из составляющих глазури происходит из их источника. Например, рисовая шелуха на 90% состоит из кремнезема, поэтому обжиг только в рисовой шелухе невозможен, но если смешать его с другими материалами, то это придаст керамике замечательный блеск. И наоборот, некоторые хвойные деревья содержат лишь 10% кремнезема, поэтому к ним нужно добавлять кремнезем, чтобы получить хороший результат.
Петр говорит, что им потребовалось время, чтобы найти лучший состав глазури: «Иногда глазурь стекала слишком сильно или бывали другие трудности, с которыми приходилось работать на протяжении лет». Однако когда он находили правильные пропорции это еще не было гарантией того, что они останутся неизменными. «Некоторые глазури состоят из натуральных материалов, поэтому когда вы начинаете с ними работать, то они хороши, но когда глазурь подходит к концу то ее невозможно повторить, даже если использовать то же растение».
Кроме того, разные глазури подходят к разным типам чайной утвари. Поэтому Петр старается аккуратно выбирать глазури для чайных чашек и чаш. Он говорит, что некоторые глазури могут менять аромат чая, поэтому часть глазурей он никогда не использует для чайной утвари. И по сей день он продолжает выбирать глазури, наилучшим образом подходящие для чайной посуды.
Редукционный обжиг Для некоторых керамистов обжиг — это напряженный и неуправляемый процесс. Но не для Петра. Он говорит: «Обжиг это не безумие. Это здорово. Но,» - добавляет он: «загрузка в печь это самое важное из всего процесса из-за температурных колебаний». Передняя часть печи самая горячая, в то время как задняя и нижняя части печи значительно прохладнее. Это может вести к огромным различиям в окрашивании глазури, влиянию пламени и даже к раскалыванию. Петр говорит: «Когда я закрываю печь и начинаю обжиг, я сосредоточен и расслаблен, потому что я сделал все что мог. Теперь все в руках Господа. Это облегчение. Я лишь концентрируюсь и слушаю печь».
После того, как печь загружена и обжиг начат, Петр контролирует процесс с помощью специального инструмента называемого «конусом». «Конусы» это небольшие кусочки керамики вытянутой пирамидообразной формы. Они смешаны так, что плавятся при разной температуре (например при 960 или 1250 градусах) и располагаются в разных частях печи, чтобы информировать мастера о том, какая температура достигнута во время обжига. Когда верхушка конуса начинает плавится, то это значит, что достигнута температура плавления данного конуса. В случае если конус продолжает плавится, то это говорит о том, что в этой части печи температура остается на нужном уровне.
Эти конусы особенно полезны при той технике обжига, что использует Петр — редукционном обжиге. Основной принцип его заключается в том, что огню необходим кислород чтобы гореть, поэтому, если вы ограничите доступ кислорода к пламени, то оно начинает искать источники горения в других химических компонентах — например, в глазури и глине. Когда Петр понимает, что печь достигла определенной температуры (обычно, около 960 градусов), то он ограничивает некоторые источники кислорода в печи, чтобы «принудить» огонь добывать кислород не из воздуха.
Например, селадоновая глазурь содержит в себе FeO3, который при потере кислорода превращается в FeO нефритового цвета. Диоксид меди в глазури изначально зеленого цвета, но при обжиге становится оксидом меди насыщенного красного цвета называемого «бычья кровь». Похожим образом, красная глина может потерять молекулы кислорода и стать темно-коричневой или черной.
Неглазурованная керамика Петр и Мирка сами построили свою печь. Она построена в стиле Phoenix kiln, как и все 7 печей, которые построил Петр. Один из плюсов печи, которую ты строишь сам — это то, что ты можешь изменить ее под себя и именно это они сделали для создания неглазурованной керамики.
Как вы знаете, жар поднимается. Для Петра и Мирки это значит, что нижние этажи печи значительно прохладнее верхних. И если они хотят обжигать там глазурованную керамику, то необходимо создать абсолютно иные составы глазурей, что проблематично и не стоит затраченных усилий. Поэтому они предпочли располагать в нижней части печи вещи без глазури. И (это весьма круто) они решили встроить в печь небольшую дверцу, чтобы использовать эти нижние полки для угольного обжига в стиле Бидзен.
Когда печь достигает наивысшей температуры, в самом прохладной части печи адских 1250 градусов и раскаленная глина совершенно белая, они слегка закрывают печь и открывают небольшую дверцу в нижней части. Они кидают туда уголь, который создает разные эффекты на вещах, что стоят на нижних полках.
Один из эффектов — это вид локального редукционного обжига, когда огонь возникает из угля, а затем кислород поглощается частями из керамики на нижних полках. Второй — это видимые следы дыма или пламени на неглазурованных поверхностях. И третий — это появление теней, которые возникают, когда одна вещь частично закрывает другую от влияния угля, дыма и огня.
Когда уголь добавлен, то они закрывают печь и оставляют ее остыть. Когда они снова открывают печь, то в ней находится толстый слой золы, покрывающий нижние части печи, и им приходится выкапывать изделия из золы. Результаты могут быть удивительными и разнообразными. Петр говорит: « Мы любим использовать редукционный обжиг на больших сосудах для пуэра, поскольку их невозможно целиком покрыть золой, а лишь самый низ. Получаются кольца черного, коричневого, рыжего, красного, желтого цветов и натуральная глина. Это могут быть четкие или размытые переходы. Невозможно предсказать результат».
Во время нашего разговора, Петр также поделился некоторыми деталями о глазурях селадон и шино, которые часто используются в чайной керамике. Мы постараемся расширить наши знания об этом и в других источниках и подготовить для вас материал об этих техниках глазурования в следующих выпусках журнала. Мира Вам и мудрости в каждом глотке!
Перевод: Александра Соболева Оригинал статьи вы найдете здесь
https://www.globalteahut.org/resources/may14elec4.pdf Инстаграм Петра Новака
https://www.instagram.com/potsandtea/